СЕРВИС АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНДИЦИОНЕРОВ
 
Эра хладагента R-134a подходит к концу???

Новый, более экологичный хладагент для автомобильных кондиционеров R-1234yf, по замыслу европейских законодателей, должен в скором будущем сменить устаревший R-134a.  Однако некоторые эксперты характеризуют его будущее как «туманное и неопределенное». Для такого прогноза есть несколько причин.

Для начала несколько фактов. С 2011 года все кондиционеры автомобилей новой омологации, выходящих с конвейеров европейских автопроизводителей, должны быть заправлены новым типом хладагента - R-1234yf.  Этот тип хладагента менее вреден для окружающей среды. Старый тип фреона - R-134a - разрешается использовать в автомобилях, разработанных и омологированных до 2011 года. Предполагается, что новые автомобили, заправленные  R-134a, будут выпускаться только до 2017 года. Потом автозаводам придется либо изменить систему кондиционирования в этих моделях авто, либо отказаться от их дальнейшего производства. Однако рынок обслуживания автомобилей ждет довольно длительный период сосуществования двух видов хладагента, как это уже было при переходе с хладагентов-хлорфторуглеродов (R-12) на хлад-агенты-гидрофторуглероды (R-134a). Каким будет этот период и действительно ли хладагент R-1234yf способен быстро вытеснить R-134a с независимого рынка автосервисных услуг? Давайте разберемся.

Зарубежные эксперты весьма скептически оценивают перспективы данного состава. Одна из причин скепсиса - стоимость нового расходного материала для автокондционеров. В России - от 370 долларов за килограмм. Для сравнения: R-134a стоит в три раза дешевле - около 130 долларов. Это еще не все. Есть и другие сложности.

Проблема воспламеняемости

Сразу после перехода на R-1234yf  компания Daimler (Mercedes-Benz) провела несколько новых тестов воспламеняемости этого материала. Эксперты пришли к неутешительным выводам: новый хладагент не отвечает нормам безопасности. После этого Daimler прекратила использование нового фреона и заправила все автомобили, выпущенные с R-1234yf, хладагентом R-134a. Однако тест Daimler был высмеян компаниями Honeywell и DuPont. Только эти две корпорации производят сегодня R-1234yf. Американское сообщество автомобильных инженеров создало совместную исследовательскую группу, которая должна была проанализировать выводы, сделанные Daimler в ходе тестов, и дать свое заключение относительно рисков использования R-1234yf  в автомобилях.  Специалисты SAE добавили к испытаниям  Daimler  несколько собственных сценариев и пришли к выводу, что новый хладагент имеет высокий уровень безопасности. Тест Daimler заключался в следующем. Эксперты взяли компактный автомобиль, оснащенный турбонаддувом, как следует «разогрели турбину», дав максимальную нагрузку (до 1000 °C), и затем симулировали поломку электрического вентилятора отопителя, что привело к отсутствию циркуляции воздуха под капотом. И при таких условиях симулировали столкновение автомобиля. Результат: разрыв линии высокого давления, попадание газа и масла из системы кондиционирования на турбину, сильное возгорание и побеление лобового стекла (из-за попадания на него фтористого водорода). В компании Daimler посчитали, что такой сценарий может произойти и на дороге. Однако с этим утверждением согласились лишь представители большой немецкой тройки: VW,  Audi, BMW. Другие автопроизводители заявили, что такой сценарий маловероятен и при более тщательном планировании прокладки линий циркуляции хладагента под капотом возгорание практически исключено. Немцы остались при своем мнении и вышли из группы. Впрочем, они не сильно пострадали. У  VW, Audi и  BMW не было в производстве автомобилей, которые бы заправлялись хладагентом  R-1234yf.  У Daimler данное требование затрагивало лишь автомобили A-класса. В конечном счете на данном этапе новый хладагент используется в очень ограниченном количестве автомобилей.

Компания Daimler своим решением перевести автомобили, уже заправленные хладагентом R-1234yf, на хладагент R-134a  оказала еще одну «медвежью услугу» поставщикам нового хладагента. Компания доказала на практике, что перевод автомобиля с одного типа фреона на другой не приводит к снижению производительности системы кондиционирования. Да и само переоборудование не представляет никакой сложности. По своим физическим характеристикам, таким как рабочее давление и температура, оба фреона практически идентичны. Следовательно, все, что нужно, - заменить фитинги, и можно заправлять кондиционер старым фреоном R-134a. Так что, вероятнее всего, заправка автомобиля хладагентом R-1234yf останется прерогативой исключительно дилерских автоцентров, которые будут предлагать данный сервис в рамках гарантийных обязательств. Что же касается aftermarket, то в этом сегменте наиболее востребованной услугой станет переоборудование автомобильных кондиционеров для работы с более дешевым хладагентом R-134a. Если, конечно, экологи не начнут борьбу с подобными явлениями. Впрочем, пока европейские и американские ассоциации по защите окружающей среды остаются в стороне от данного вопроса и довольствуются ролью наблюдателей.

Стоит добавить, что качество современных систем кондиционирования настолько возросло в последнее время, что могут пройти долгие годы, прежде чем автовладельцу придется менять хладагент. Сегодня значительная доля всех заправок хладагента на независимых СТО приходится на аварийные автомобили, в которых разгерметизация произошла в результате столкновения. Так что о резком росте продаж R-1234yf на рынке aftermarket говорить пока не приходится.

Идентификация хладагента

Проблема определения марки хладагента не такая уж и надуманная, каковой может показаться на первый взгляд. Сегодня в продаже есть довольно эффективные инструменты для определения марок R-134a и R-1234yf. Однако стандарт SAE, отвечающий за регулирование данных материалов (J2912), в настоящее время корректируется, чтобы отбраковать хладагент R-40, или метилхлорид, который отличается высокими токсичностью, коррозийностью и действительно может быть взрывоопасным. Известно, что R-40 негативно влияет на пластмассы при контакте с ними, а также вызывает окисление алюминиевых трубок. Вы думаете, что хладагент этой марки не встречается на рынке? Не тут-то было.  Уже известно, что хладагенты R-40, R-22 и R-142b при смешении в различных пропорциях могут обладать показателями рабочего давления и температуры, сопоставимыми с показателями R-134a, и стоит такая смесь на рынке намного дешевле, чем настоящий хладагент этой марки. Так что, если к вам на СТО обращаются сомнительные дельцы, которые предлагают по дешевке купить со склада R-134a, то к таким предложениям стоит отнестись с большой осторожностью. Если у вас нет под рукой оборудования, которое может достоверно определить содержание метилхлорида в составе хладагента, то лучше не рисковать.

Перспективные смеси

Далеко не все смеси хладагентов можно назвать некачественными. Есть на рынке и вполне пригодные для использования в автомобилях комбинированные составы, которые, кстати, рассматриваются SAE как альтернатива  R-1234yf.  К примеру, компания Mexichem производит смесь AC-06. Она содержит три компонента: R-1234ze (85%), R-134a (9%) и  СО2 (6%). R-1234ze близок по экологическим характеристикам к R-1234yf, и несмотря на то, что это хладагент, изначально данный материал использовали в качестве вспенивающего агента для пены и в виде аэрозольного пропеллента. Популярность смеси объясняется еще и тем, что ее стоимость гораздо ниже стоимости R-1234yf и сопоставима с ценой R-134a. Но у состава AC-06 в ходе испытаний была выявлена другая проблема. Изначально данная смесь разрабатывалась для стационарных холодильных установок. Из-за содержания СО2 она обладает более высокой способностью к протеканию. Для стационарного оборудования проблема утечек менее актуальна, поскольку данные холодильные установки не имеют резиновых трубок и соединений. Для автомобильного кондиционера проблема утечки стоит более остро, поэтому АС-06 нуждается в серьезной доработке, которая может потребовать не один год. Так что сегодня реальной альтернативы R-1234yf  на рынке нет.

Статья взята с сайта: проавтобизнес.рф

Яндекс.Метрика
Фреон R-134a

Бесцветный газ, является одним из первых хладагентов, который был изготовлен без применения хлора. Безопасен, не токсичен и не воспламеняется при любых значениях температуры. Чаще всего данным хладагентом заправляют автомобильные кондиционеры, холодильное оборудование промышленного и бытового назначения. Используется для изготовления других марок фреона. Химическое название хладона R134a - тетрафторэтан. Хладон 134a (химическая формула: CF3CFH2)  Хладагент R134a широко используют во всем мире в качестве основной замены R12 для холодильного оборудования, работающего в среднетемпературном диапазоне.

Температура кипения          °С        -26,5
Критическая температура   °С        101,5
Критическое давление       МПа    4,06
Озоноразрушающий потенциал, ODP        0
Потенциал глобального потепления, GWP    1300
Санкт-Петербург
Купчино
Пн-Пт 11-00  -  19-00, Сб до 15-00
Будапештская ул. 103Б(120)
тел. +7 911 810-06-08
Заправка фреоном R-134a   R-1234yf    Заправка кондиционеров в Купчино